Контакты
Контакты: S_K_Y_P_E

Утилизация обретает второе дыхание

Невысокие показатели по программе не повод для печали. В Минпромторге
однозначно оценивают программу по утилизации автомобилей как успешную.
Изначально первый этап, в ходе которого было запланировано в обмен на
сертификаты реализовать 200 тысяч автомобилей, должен был продлиться до ноября.
Но уже к июню стало ясно: желающих обменять старый автомобиль на новый
значительно больше, чем предусмотрено программой.

Оперативность, с которой правительство приняло решение о выделении еще 10
млрд на второй этап программы, удивляет. В начале июня премьер Владимир Путин
пообещал выделить деньги, а два дня назад уже объявил о старте второго этапа
программы.

В данном случае справедливее говорить не о поддержке отечественного
автопрома, а точнее, его крупнейшего производства - "АвтоВАЗа", а о помощи
целому региону, не будь которой - и социального взрыва вряд ли удалось бы
избежать. Ведь в производстве помимо самого автозавода задействовано еще около
5 тысяч компаний.

Фактически государство за свой счет выплачивает сотням тысяч людей зарплаты.
Потому что даже при указанных объемах реализации количество проданных заводом
автомобилей чрезвычайно мало и за год (при условии действия второго этапа
программы) едва составит половину от предкризисных показателей. Однако по
сравнению с 2009 годом ожидается рост производства примерно на 100 тысяч машин.
На заводе даже подумывают над запуском дополнительной "нитки" на "Ижавто".
Классическая схема

Но какие автомобили продает "АвтоВАЗ"? "Классику", в основе которой
итальянский автомобиль 1960?х годов разработки! С соответствующими тому времени
параметрами безопасности и управляемости. Фактически госпрограмма поддерживает
круговорот автостарья в природе. Просто одно ржавое, а другое блестящее.
Единственное преимущество этого автомобиля - цена. Новенькие "пятерки" в
московских автосалонах стоят около 170 тысяч рублей, а с 50?тысячной скидкой и
вовсе становятся практически даровыми.

Как разовую "антикризисную меру" подобную поддержку государства еще можно
понять. Но в случае с "АвтоВАЗом" правильнее говорить о черной дыре российской
экономики, чем о перспективном производстве. Сумма прямой помощи, которую
государство оказывало автозаводу в виде займов, траншей и беспроцентных
кредитов, составляет миллиарды долларов. Косвенная поддержка государства в виде
постоянно растущих запретительных налоговых пошлин на ввоз автомобилей из-за
границы и вовсе неоценима. Но на "АвтоВАЗе" по-прежнему предпочитают выпускать
те же автомобили, что и 30 лет назад.

Подобная ситуация плохо вписывается в государственную стратегию развития
российского автопрома, согласно которой уже через десять лет Россия будет
экспортировать 1,5 млн автомобилей. Большинство из которых, безусловно, будет
выпущено на "АвтоВАЗе".

Стратегический план развития компании предусматривает в 2013 году старт
производства новых автомобилей на платформе B0 Renault-Nissan, тогда же в
продаже должны появиться дешевые "Калины", которые наконец-то сменят "классику"
на конвейере. В самой же ближайшей перспективе на заводе запланирован
фейcлифтинг Lada Priora. Планов - громадье, но даже неспециалист, взглянув на
запланированные сроки их реализации, поймет: "АвтоВАЗ" по-прежнему держится
проторенной дорожки продажи устаревших моделей. С автомобилями, которым первый
фейслифтинг сделали через пять лет продаж, о выходе на международные рынки
можно не мечтать. Даже на монгольский - к тому времени там будет полно
китайских дилеров, продающих более современные, качественные и красивые модели
по той же цене.
Регионы в остатке

С каким бы оптимизмом чиновники ни твердили об успехе программы
утилизации автомобилей, очевидно, что ни они, ни автозаводы, ни автодилеры не
были готовы к ней.

Большинство автомобилей, купленных по сертификатам, были приобретены в
Центральном федеральном округе - преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.
Исключением стали только приволжские регионы: Поволжье, Татарстан, Башкирия,
Самара, Ульяновск, Тольятти. Где и собирать, и ремонтировать автомобили принято
своими руками. В остальные регионы отправлялось то, что не успели купить в двух
столицах и ближайших к ним областях.

Однако далеко не всем воспользовавшимся программой утилизации удавалось
купить именно тот автомобиль, какой хотелось. Этим же отчасти объясняется и
разница в числе выданных сертификатов и приобретенных со скидкой
автомобилей.

Хватает в регионах и других сложностей. Тех же утилизационных предприятий. А
везти автохлам своим транспортом, с расчетом на деньги, которые еще не
получены, дилеры не слишком стремятся.

В результате общий эффект от программы, даже в случае ее дальнейшего
продления, не сможет коренным образом изменить ситуацию на рынке. 200 тысяч
автомобилей - это лишь 20?25% от прогнозируемого объема продаж автомобилей в
этом году, в то время как в Германии программа утилизации старых автомобилей
подхлестнула продажи на 60%.

Впрочем, вряд ли правительство пойдет на продление программы в 2011 году.
Продажи автомобилей начали расти, и скоро у дилеров опять начнется горячая
пора, и они под разными предлогами начнут отказываться от сложной в реализации
и маловыгодной государственной программы.

  1. У Вас есть вопрос ? Мы готовы ответить !
  2. (Обязательно)
  3. (Ваш email )