Контакты
Контакты: S_K_Y_P_E

Павел Данилин: Кандидат на вылет?

С начала года глава Минрегиона Виктор Басаргин неоднократно подвергался резкой публичной критике со стороны президента. Бравурный отчет о состоянии дел в отрасли, похоже, переполнил чашу терпения.

Выступление Басаргина на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент России Дмитрий Медведев предварил просьбой говорить сжато и по делу - об энергоэффективности. Доклад главы Минрегиона трудно было назвать коротким. Басаргин около 10 минут нудно зачитывал подготовленные бумаги. Тем более трудно было сказать, что доклад касался исключительно того вопроса, о котором подчиненного попросил высказаться Дмитрий Медведев.

Недовольство министром президент выразил словами: "Честно говоря, отчеты эти надоели просто смертельно. Коллеги, в будущем мы так Совет проводить уже не должны. Одно и то же все рассказывают". В своем микроблоге "Твиттер" он был еще более категоричен, заявив: "Если кто все-таки посмотрел трансляцию (хватило терпения), можете сделать выводы сами. Проблемы важнейшие, а слушать невозможно. Очень много слов было сказано. Практических действий и предложений по решению проблем не услышал. Очень жаль. Это не работа".

Раздражение президента понятно - Басаргин рапортовал о новых "успехах" ведомства, которым в реальности исполнилось много лет. Так, из трех проектов, где применяются инновации в строительстве, позволяющие повысить энергоэффективность, два проекта были начаты еще, когда сам Дмитрий Медведев был первым вице-премьером правительства России и занимался нацпроектами, а третий стартовал вообще около 10 лет назад.

На вопрос главы государства: "А что нового-то сделано?!", Басаргин приготовился зачитать еще один десятиминутный доклад, но президент прервал министра. В конце заседания он заявил, что впредь министры будут с ним встречаться "без золота". А также пообещал пересмотреть состав Совета по нацпроектам и его президиума. Наблюдавшие заключительное слово главы государства довольно однозначно оценили этот пассаж как укол в адрес главы Минрегиона.

Недовольство министром президент высказывал и до этого случая. Так, 24 февраля, рассказывая об обеспечении ветеранов жильем, Басаргин заявил о росте количества ветеранов, которые обратились за получением жилья, в следующих словах посетовав на "живучесть" ветеранов: "К сожалению, мы еще приросли - у нас уже более 46 тыс. в целом, за один месяц мы приросли на 9 тыс. человек. Мы предполагаем, что на учет встанут около 60-70 тыс. человек". На что Медведев заметил: "не "к сожалению" в данном случае, а к счастью". "Вы даже терминологически так никогда не говорите. Деньги найдем, я вам говорил раньше, и правительству давал поручения, поэтому вы терминологию измените", - порекомендовал Дмитрий Медведев.

Очередную порцию критики Басаргин получил 8 июня в ходе совещания по разработке новых федеральных целевых программ. Медленная подготовка ФЦП "Жилище" до 2015 года, неисполнение поручений по выделению квартир для сотрудников РАН, а также затягивание решения вопроса с переселением граждан из ветхого жилого фонда вызвали серьезную озабоченность у главы государства. Это произошло на фоне того, что, в соответствии с анализом Главного контрольного управления администрации президента, Минрегион был назван в числе самых плохих исполнителей поручений главы государства.

Очередной скандал с участием Басаргина только начинается, но уже угрожает стать одним из самых громких событий в строительной отрасли, курируемой Минрегионом. Страсти разгораются вокруг создания Национального объединения саморегулируемых организаций в строительстве. Руководство созданного в ноябре прошлого года объединения НОСТРОЙ горит желанием сохранить свои посты, контроль над отраслью и финансовыми потоками. Минрегион, обязанный по закону следить за порядком в вопросах саморегулирования строительной отрасли, выступает на стороне НОСТРОЯ, вызывая серьезное раздражение у строительных компаний и саморегулируемых организаций (СРО).

Первую попытку создать из НОСТРОЯ суперведомство на базе частной структуры строителям удалось отбить, подвергнув шквалу критики поправки в Градостроительный кодекс, внесенные в Госдуму. Позицию строителей услышали и в администрации президента, и депутаты. В результате законопроект пошел на подпись к президенту в существенно измененном виде, хотя сказать, что он устраивает всех, было бы неправдой.

Суть закона от 30 июля № 240 касается саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. Тема далеко не узкоотраслевая, ведь вопросы качества и безопасности жилья, стоимости строительства квадратного метра, а также ответственности строителей перед конечным потребителем волнуют каждого гражданина Российской Федерации.

Существовавшая ранее система государственного лицензирования и регулирования отрасли, громоздкая и неповоротливая, досталась нам еще со времен Советского Союза. Устаревшие стандарты качества, строительные нормы и правила, а также технические регламенты (лишь один перечень которых занимает порядка 500 страниц убористого текста) нуждались в приведении в соответствие с требованиями как современной экономики, так и уровня развития строительной отрасли.

Власти страны пошли по пути предоставления строителям права самостоятельно определять правила игры через саморегулируемые организации. Контролировать их деятельность, а также стимулировать разработку техрегламентов, строительных норм и правил (СНИПы) должен был Минрегион. С этой функцией Министерство справляется, мягко сказать, не очень. За восемь лет действия закона о техническом регулировании только 30 декабря 2009 года был принят один-единственный техрегламент в сфере строительства. Практически не работает система сертификации товаров, работ и услуг на строительном рынке. Не разрабатываются новые СНИПы.

Вместо того чтобы решать эти насущные вопросы, Минрегион осуществляет довольно странные телодвижения, вызывающие ярость у игроков в отрасли.

Так, после создания НОСТРОЯ Минрегион выпустил прелюбопытный приказ № 274, в соответствии с которым определено 800 работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, для выполнения которых требуется допуск саморегулируемой организации в сфере строительства. При этом расходы на вступление в СРО и на получение допуска составляют несколько сот тысяч рублей. Таким образом, одним росчерком пера Минрегион отсекал от выполнения строительных работ грандиозный пласт компаний малого и среднего бизнеса, которые не в состоянии позволить себе оплату взноса для вступления в СРО.

ФАС России совместно с "Опорой России" вышел с инициативой в правительство с просьбой поручить Минрегиону сократить перечень работ, требующих доступа СРО. В результате список был сокращен ровно в два раза.

Басаргин рапортовал о новых "успехах" ведомства, которым в реальности исполнилось много лет (фото: ИТАР-ТАСС)

А что же НОСТРОЙ, единственное национальное объединение в строительстве? Где была эта организация? Она, надо сказать, тоже не спала. Правда, не в том смысле, в котором можно было бы подумать. Уже 26 февраля НОСТРОЙ обратился в правительство с просьбой внести мораторий на изменение в законодательство о регулировании предпринимательской деятельности в строительной отрасли. Организации не понравилось то, что значительную часть строительных работ предлагалось вывести из-под сферы саморегулирования, тем самым блокируя интересы крупного строительного бизнеса в пользу малого и среднего предпринимательства. Правительство мнение НОСТРОЯ учитывать не стало. Минрегион тоже на конфликт не пошел.

Еще один пример внимательного отношения ведомства Басаргина к развитию строительного бизнеса. Не успели организовать СРО, не успели выдать первые свидетельства о допуске к работам, как Минрегион тут же выпустил приказ № 624, в соответствии с которым все СРО страны должны были перевыдать свидетельства о допусках к работе. Возможно, это объясняется желанием устранить СРО, которые занимаются торговлей допусками? Но тогда как понимать, почему в Минрегионе активно обсуждают необходимость поправок и дополнений к этому приказу, изданному чуть больше месяца назад? Как быть с этим избыточным нормотворчеством ведомства, которое вместо облегчения деятельности существенно затруднило работу СРО?

Строителям есть что предъявить господину Басаргину. А с приближением осени скандалов и конфликтов вокруг его ведомства будет все больше и больше. Причем основная причина заключается опять же в позиции Минрегиона по отношению к Национальному объединению СРО в строительстве.

Самое время вернуться к подписанному президентом 30 июня закону "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Принятый закон предполагает, что в России может быть только одно национальное объединение СРО. Им будет НОСТРОЙ. Но главный вопрос в том, каким станет это национальное объединение, на каких принципах будет оно действовать.

Нынешнее состояние организации и действия его руководства строителей по понятным причинам не устраивают. Малый и средний бизнес не может простить НОСТРОЮ лоббизм интересов крупняка в ущерб их скромному предпринимательству. Крупный бизнес ждал от НОСТРОЯ действий по принятию СНИПов и по разработке техрегламентов. А дождался механического увеличения числа членов НОСТРОЯ и роста расходов на аппарат этой организации, на что прямо указывает известный представитель строительной отрасли, президент Ассоциации строителей России Николай Кошман.

Съезд "национального оператора" должен пройти в трехмесячный срок после вступления в силу поправок в Градостроительный кодекс. То есть до ноября 2010 года. То, каким будет съезд, - главная интрига для строителей сегодня. И главная угроза для главы Минрегиона Басаргина.

Дело в том, что строители требуют подтверждения легитимности НОСТРОЯ. Ведь на момент создания его членами были 54 организации СРО. С тех пор в отрасли, где занято порядка 10 миллионов человек и действует более 70 тысяч компаний, появилось 228 СРО.

Еще раз подчеркну, что организация НОСТРОЙ была создана в ноябре 2009 года, тогда как закон о СРО в сфере строительства вступил в силу только с января 2010 года. Таким образом, легитимность НОСТРОЯ как единственного представителя саморегулируемых организаций резонно ставится под сомнение. И сейчас, когда руководство НОСТРОЯ во главе с Ефимом Басиным с упорством, достойным лучшего применения, "натягивает одеяло на себя", оно тем самым попросту подставляет Виктора Басаргина. Напряжение в среде строителей все ощутимее, и, естественным образом, недовольство концентрируется не на господине Басине, а на том, кто должен по обязанности наводить порядок в СРО - на Басаргине.

Строители требуют провести аудит деятельности НОСТРОЯ. Вполне законное требование, вызывающее почему-то яростное сопротивление. Помимо этого представители многих СРО указывают, что съезд должен собрать все СРО, а не превратиться в собрание организаций, входящих в НОСТРОЙ. Следуя логике, направленной на максимальную открытость, строители требуют того, чтобы организацию съезда осуществляла независимая группа, не имеющая отношения к НОСТРОЮ. Чтобы съезд проходил на основе равенства прав делегатов. Наконец, еще одно требование заключается в том, чтобы аппарат новой организации был компактным, а права и обязанности ее руководства расписаны четко и подробно.

Пока что строители рассчитывают, что Минрегион вмешается в процесс подготовки и проведения съезда. Они апеллируют к Минрегиону и его руководителю Виктору Басаргину. Но там их либо не слышат, либо делают вид, что не слышат. Так что очередной скандал не за горами. На этот раз он снова может дойти до уровня президента и потребовать его вмешательства. Что же делать, если подчиненный не реагирует на очевидный бардак в своей епархии?

  1. У Вас есть вопрос ? Мы готовы ответить !
  2. (Обязательно)
  3. (Ваш email )