Контакты
Контакты: S_K_Y_P_E

Долгая дорога к Сити

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Так получилось, что одна из главных российских бед - дороги, в последние несколько дней остаются в центре общественного внимания и СМИ.

Вначале активные действия защитников Химкинского леса и челобитная чуткой "Единой России" произвели удивительный эффект на президента Медведева, который в конце августа распорядился о приостановке работ по прокладке здесь скоростной магистрали. После этого вся страна затаив дыхание у телевизоров аж целую декаду следила за беспрецедентным пробегом премьера Путина за рулем маленького желтого отечественного автомобиля по свежепроложенной трассе Чита-Хабаровск. Ну а первые дни осени порадовали сразу двумя яркими новостями на дорожную тему с участием другого видного чиновника, мэра Москвы Лужкова.

Одну из них, менее приятную для столичного градоначальника, сообщил "Интерфакс". А именно, об иске на сумму 112,3 млн рублей, поданном в московский арбитраж "Аэрофлотом", который таким образом надеется компенсировать убытки, понесенные в результате транспортного коллапса на Ленинградском шоссе в июне этого года.

Наконец, во вторник "Ведомости" написали о собственной громкой инициативе мэра в области городского дорожного строительства, изложенной в десятилетней программе стоимостью 4 трлн рублей.

Именно такую сумму, по мнению столичного градоначальника, необходимо закатать в московский асфальт, для радикальной модернизации городской дорожной сети. Сам город, если верить мэру, может вложить в программу не более 300 миллионов, поэтому остальное рассчитывает получить из федерального бюджета. Дело это не только святое - о скорейшем решении проблемы вопиют не только жители города, передвижение по которому в последнее время стало делом, мягко говоря, затруднительным, но и государственное - при нынешнем состоянии дорожной инфраструктуры не стоит и мечтать о реализации идеи президента о создании в Москве международного финансового центра.

Думается, что, по сути, идея Юрия Лужкова вряд ли у кого-то смогла бы вызвать возражение - модернизировать столичную дорожную инфраструктуру надо было еще вчера. Однако сумма, запрошенная мэром, грандиозная сама по себе, сегодня кажется таковой вдвойне. Времена, когда государство могло позволить себе бросить с барского плеча сотню-другую миллиардов, скажем, на "прорывные" направления в виде госкорпораций, остались в прошлом. Реакцию Минфина, который сегодня считает каждую копейку в дефицитном бюджете, представить себе несложно.

Поэтому трудно удивляться тому, что инициатива Лужкова не нашла поддержки у правительственного чиновничества. Столичному мэру, похоже, уже намекнули на то, что в нынешних условиях проблема московских пробок и дорог, невероятная дороговизна которых, с чем ни сравнивай, давно вошла в притчу, может и должна найти менее разорительное решение. Варианты в принципе есть.

Например, развитие общественного транспорта и введение разумных ограничений на въезд автомобилей в центр города, что, впрочем, в текущих московских реалиях все равно выглядит лишь полумерами. Особенно в условиях продолжающегося роста городского автомобильного парка - проблемы, которая, как ни парадоксально, с успешным решением задачи создания московского МФЦ лишь усугубится. Чтобы понять это достаточно представить, что к нынешним 3,8 миллионам московских автомобилей добавится еще 500-700 тысяч по числу иностранных финансовых специалистов, которых при удаче планируется привлечь в местный финцентр.

Но куда более принципиально здесь то, что не прокладка дорог к новому столичному деловому кварталу, где бы тот в итоге не расположился (при известном воображении недостроенному московскому Сити можно найти альтернативу) - решающее условие появление в Москве полноценного финансового центра. Конечно, если под этим, по сути, эфемерным понятием, при желании наполняемым любым смыслом, не понимать просто квартал небоскребов с элитными офисами и недвижимостью.

Об этом уже говорилось не раз - при нынешнем враждебном инвестиционном и деловом климате в стране, отсутствии адекватной защиты прав собственности и т.п., инвесторы и иностранные финансисты не поедут в Москву даже по самым лучшим в мире дорогам. А чтобы поехали, надо улучшать климат, разумеется, не забывая о капитальном переустройстве московской (питерской , читинской, улан-удинской - российской) дорожной инфраструктуры.

Поручить же это ответственное дело, думается, стоит китайским (германским, финским - иностранным) рабочим и компаниям. Они точно сделают это с более адекватным качеством и по более адекватной цене. И уж точно не станут оправдывать свои сметы красивыми, но пока, увы, эфемерными прожектами, вроде московского МФЦ.

  1. У Вас есть вопрос ? Мы готовы ответить !
  2. (Обязательно)
  3. (Ваш email )